Член Профессионального Союза Художников России, рейтинг 4В – состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком.
Бессмысленно подходить к художнику с вопросами: что вы хотели сказать своей картиной, что изображено на ней? Исследователи, критики, просто зрители должны задавать эти вопросы прежде всего самим себе. В этом я убедилась, познакомившись с художником Владимиром Абаимовым.
Так случилось, что ещё до того, как увидеть картины художника, я смогла узнать мнение зрителей о них из книги отзывов с его выставок. Читая этот любопытнейший документ, невозможно было определить, как относиться к художнику: одни завидовали его таланту и признавались в том, что он им близок и понятен, другие советовали сменить занятие и ничего не понимали в его картинах. Более того, одни с уверенностью астрологов предсказывали художнику благополучие и процветание, другие с неменьшей уверенностью предрекали угасание творчества.
Произведение искусства обращено непосредственно к нашей душе, чувствам, и, препарируя картину, как бабочку, мы просто лишаем её изначального смысла. И зрители продолжают допытываться: зачем, что это, или утверждают: не так, так не бывает. Но разве каждый из нас не знает разницы между вещью и мыслью ею вызванной, между зримым, конкретным и ассоциациями, фантазиями, неуловимыми и таинственными преобразованиями чувств в нашей душе? Тот художник, кто может выразить, показать это. Художник подобен медиуму, переводящему звуки, слова, чувства в цвета и линии. Разнообразие тем и техники Владимира Абаимова одним кажется заигрыванием художника со зрителем, другим - его неспособностью найти себя, &"свою тему&".
Сам художник объясняет, что выбор стиля, формы, техники исполнения диктуется определённой целью, содержанием замысла. Если его привлекла матовая упругость сибирских яблок, то он берёт эти яблоки, как они есть, и вот зритель смотрит &"Натюрморт с вином&" чуть ли не с аппетитом и наслаждается их свежестью.
Эти картины реалистичны, понятны и нравятся зрителям. Однако другие оставляют в недоумении: &"что могут разорванные части сказать о разорванных частях?&". &"Пинк Флойд&" понятно, но почему над городом? - спрашивают о картине &"Тебя бы туда (&"Пинк Флойд&" над городом)&". Зная музыку этой группы, мне кажется, что она имеет редчайшую в наше время особенность, присущую разве что классике - способность парить, быть &"над&", быть неземной, уноситься в небо.
Художник рассказывал, что в своё время подобные картины вообще не проходили на выставки: &"понятные&" картины откладывались в одну сторону, &"непонятные&" - в другую.
Человек, уходящий в сумраке от распятого Христа. Спиной к Христу, с головой, опущенной в раздумье (картина &"Одиночество&"). Что это - богоискательство или поиск ответа в самом себе? Всё может быть. И ответов, мыслей множество для думающего, взволнованного зрителя.
- А вы заметили, - спрашивает меня Владимир, - как от выставки к выставке меняется зритель? Одну запись такого зрителя, звучащую почти поэтически, я почему-то запомнила: &"Какое дело нам - страдал ты или нет? На что нам знать твоё волненье?&". Интересно, где он видел художника, не волнующегося и не страдающего? Любой настоящий художник в силу своей неповторимости обречён на одиночество, и, пусть на неполное, но непонимание. И трагедия или счастье художника в его неспособности замкнуться, отвернуться от внешнего мира. Присутствие внутренней свободы, как непременного условия творчества даёт право художнику работать без оглядки, но вот картина закончена и обязательно наступает момент, когда необходимо её показать, вынести во вне.
На пути к зрителю Владимир Абаимов прошёл через множество сомнений, трудностей объективных и субъективных. Свои выставки он организует сам, развешивает картины в порядке, им самим задуманном. Этот порядок, кстати, не способствует простоте восприятия, но художник сознательно смешивает жанры и стили: ведь в жизни ничего не разложено по полочкам. Сожалею, что не видела всех картин Абаимова - часть куплена и увезена иностранцами, часть - в частных коллекциях и галереях города и России.
Около десяти работ благодарные зрители &"оценили&" по-своему - они их просто украли с выставок. Но игра стоит свеч хотя бы потому, что существуют такие отзывы: &"хочется возвращаться к Вашим картинам, смотреть и думать&", &"Вы видите мир не так, как я, но мне Ваш взгляд нравится&".
В душе долго не смолкал, гудел целый хор голосов: художника, зрителей, мой собственный, а перед глазами сменяли один другой образы, созданные Владимиром: то это было смеющееся счастливое лицо жены художника, то Луи Армстронг выдувал через трубу свою душу… Я видела, как художник, в душе которого уже созрел ясный образ или ещё только начинает проявляться, подходит к чистому белому холсту или листу бумаги до сотворения мира и не может прикоснуться к нему, потому что ему страшно от ответственности как творца. Но он всё равно будет делать своё дело, иначе зачем он пришёл в этот мир?
Ольга Бабанова
|