КАРДОВСКИЙ Дмитрий Николаевич. Биография художника
               
               
    Логин или емайл:   Пароль:   
Войти с помощью:
 Запомнить меня на сайте: 
       
Продажа картин, покупка картин, галереи картин русских художников.
Работы в жанрах пейзаж, портрет, натюрморт, абстракция, ню.
Живопись, графика, рисунок, скульптура и др.
   
 Поиск по фамилии:     
 Подписка:  
               

Случайная работа

 Золотая осень. заказать повтор.
Пыхтин Сергей
"Золотая осень. заказать повтор."

Активность на сайте

Сейчас на сайте:
638 человек
Художники online:
сейчас нет на сайте
Временно забаненные:
сейчас нет на сайте

Рейтинг Артонлайн

mashaluk.blogspot.com
Ира Блюмель. Скульптура. Графика
mindraw.web.ru
Научно-художественный Проект
vgarde.ru
Сайт художника Владимира Гарде V.GARdE
artepuro.es
ArtePuro.es
kashina.ru
Гостиная Изящных Искусств Евгении Кашиной

Опросы

Разрешить оставлять комментарии не зарегистрированным пользователям?
Да, всем
На усмотрение автора работ
Запретить
Затрудняюсь ответить
Голосовать и увидеть результаты:
Голосовать и увидеть результаты:

Наши партнеры

По любым вопросам сотрудничества обращайтесь, используя форму обратной связи.


КАРДОВСКИЙ
Дмитрий Николаевич


1866, имение Новоосурово, близ Переславля-Залесского - 1943, Переславль-Залесский


         Талантливый художник и педагог, Д. Н. Кардовский наиболее известен как иллюстратор произведений русской классической литературы и автор композиций на исторические темы. Ученик П. П. Чистякова и И. Е. Репина в Петербургской АХ( 1892-96), он изначально усвоил принципы реалистического художественного метода, видел свою задачу не в том, чтобы слепо копировать природу, а в постижении ее законов и следовании им. Для развития живописного дарования Кардовского большое значение имели занятия (1896-1900) в популярной в то время мюнхенской школе А. Ашбе, постепенно эволюционировавшего от классического академизма к пленэрной живописи. Еще одним источником, заметно повлиявшим на творчество Кардовского, стала деятельность объединения "Мир искусства" с его рациональным интеллектуализмом, хорошо выражавшим основную, принципиальную линию петербургской культуры в противовес эмоционально-стихийной московской.

         Наиболее известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации - рисунки к "Каштанке" А. П. Чехова (1903), "Невскому проспекту" Н. В. Гоголя (1904), большой цикл иллюстраций, в том числе цветных, к "Горю от ума" А. С. Грибоедова (1907). Причем, если, иллюстрируя "Каштанку" и "Горе от ума", Кардовский проявляет талант бытописателя, мастера по созданию острых и метких типажей, то, обращаясь к "Невскому проспекту", он трансформирует свой стиль в сторону большего изящества и графической условности. Все это позволяет говорить о влиянии на художника книжной графики "Мира искусства", создавшего эстетику новой книги, решенной в совокупности всех составляющих ее элементов как единый организм, как специфическое художественное произведение.

         Иллюстрации к "Невскому проспекту" выполнены Кардовским для "Кружка любителей русских изящных изданий" и отвечают скорее вкусам заказчиков, чем самого художника с его тягой к предметной конкретности и определенности типажей. Такова природа таланта художника, позволившая ему органично проявить себя в области театрально-декорационного искусства. Произошло это в 1920 г., когда Кардовский начал оформлять пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева для московского Малого театра. Показательно, что его театральные эскизы по тщательности разработки аксессуаров, костюмов и обстановки приближаются к самостоятельным, вполне завершенным мизансценам. В равной степени это относится и к изображениям персонажей. Для каждого Кардовский нашел свой характерный портретный типаж, выразительные позу и жест. Поэтому не удивительно, что театральные эскизы, созданные для постановки "Ревизора" в 1922 г., затем были изданы в виде книжных иллюстраций. Кроме наиболее удачных рисунков к произведениям Чехова и Гоголя, Кардовский также обращался к повестям Л. Н. Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность", роману "Война и мир", басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева. Иллюстрировал он и "Петра I" А Н. Толстого, "Соть" Л. М. Леонова, знаменитого "Робинзона Крузо" Д. Дефо и другие произведения классической литературы.

         Умение почувствовать и воспроизвести наиболее характерные особенности исторической эпохи, вкус к передаче самой атмосферы времени позволили Кардовскому обратиться к исторической тематике. Здесь, как и в книжной графике, нельзя не заметить влияния художников "Мира искусства", сказавшегося прежде всего в интересе к личности Петра I. Так, в начале 1900-х гг. Кардовский выполняет несколько сюжетов в серии школьных "Картин по русской истории" для московского издательства И. Н. Кнебеля: "Привал в походе времен Петра I" (1903), "Заседание Сената при Петре I" (1908), "Солдаты Петра I" (1908). Тему петровской эпохи в русской истории Кардовский не оставлял и позднее. В 1918 г. он написал картину "Петр I под Переславлем", а в 1927-м - "Петр I на Переславском озере". Художник создал также целый цикл работ, посвященных А. С. Пушкину и декабристам. Их стилистическая особенность заключается в своеобразном равновесии живописного и графического начал: Кардовский лепит форму цветом внутри графического контура.

         Не меньшее значение, чем художественное творчество Кардовского, имела для русской культуры его педагогическая деятельность. Склонность к ней проявилась у художника еще в период обучения в АХ. Вскоре после возвращения из Мюнхена он становится ассистентом в мастерской И. Е. Репина, а с 1907 по 1918 г. самостоятельно руководит мастерской. В 1920-30 гг. Кардовский -профессор Вхутемаса - Вхутеина; в 1933- 34 гг. преподает в ленинградском ИЖСА. Его педагогические принципы сводились к тому, что "задачи школы" всегда отделялись от "задач искусства". И если в школе будущий художник должен был крепко усвоить "то, что идет от закона природы", то в дальнейшем, формируя свой творческий метод, он должен опираться на другой закон, "который на основе природы" открывает сам, так как "понять этот закон в школе невозможно", - считал Кардовский. Тем самым он не посягал на выбор учеником собственного пути в искусстве, внимательно относился к поискам индивидуальности уже в ученических работах. Вот почему с таким уважением вспоминали о Кардовском его бывшие ученики - Д. А Шмаринов, Б. А Дех-терев, В. П. Ефанов, Н. Э. Радлов, С. В. Ряпги-на, П. М. Шухмин и многие другие художники, оставившие заметный след в истории отечественного искусства.


Заседание Сената при Петре I. 1908. Тушь, сепия


Иллюстрация к роману А. Н. Толстого "Петр I". 1932


Иллюстрация к поэме Н. А. Некрасова "Русские женщины". 1922


Иллюстрация к повести Н. В. Гоголя "Невский проспект". 1904


Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова "Каштанка". 1903


 
Copyright 2005 - 2025 Артонлайн
Перепечатка материалов разрешена только при наличии ссылки на сайт artonline.ru



* Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит справочный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к администрации сайта, используя "Обратную связь"